Инвестиционно-градостроительный паспорт

Сфера розничной торговли Забайкальского края – одна из самых динамично развивающихся сфер экономики и в настоящее время представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В крае функционируют свыше 10 тысяч объектов розничной торговли общей торговой площадью 739,0 тыс. кв. м.В 2012-2014 годах было открыто порядка 400 предприятий розничной торговли, реконструировано около 270 предприятий, что позволило создать дополнительно более 2,8 тыс. рабочих мест.      

Оборот розничной торговли в 2014 году составил 136 033,7 млн.рублей (99,6 % к уровню предыдущего года).Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2014 году в Забайкальском крае увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6 % и составил 124,9 тыс.рублей (в среднем по Российской Федерации – 180,4 тыс.рублей, по Сибирскому федеральному округу – 139,7 тыс. рублей).В 2014 году доля непродовольственных товаров в общем розничном товарообороте составила 52,4 % против 53,2 % в 2013 году, доля продовольственных товаров, соответственно, в 2014 году составила 47,6 % против 46,8 % в 2013 году. 

По оценке Министерства экономического развития Забайкальского края в крае действует порядка 100 федеральных и региональных торговых сетей. Наиболее развиты региональные сети («Привоз», «Караван», «Славел», «Спутник», «Арбат», «Читинка», «Карина», «Роскошь», «Янта»). Особенность региональных розничных торговых сетей в том, что они являются частью компаний, включающих предприятия оптовой и розничной торговли. Однако сетевая торговля плохо развита в муниципальных районах края, особенно в отдаленных. На территории Забайкальского края основная часть крупных торговых объектов расположена на территории городского округа «Город Чита». 

По данным Управления потребительского рыка городского округа «Город Чита», в Чите зарегистрировано 17 гипермаркетов, 46 супермаркетов и 2 универмага.Самым крупным в Чите и в Забайкальском крае являетсяторговый центр «Макси» (посмотреть на карте), вторым по величине торговым предприятием является торговый дом «Караван» (посмотреть на карте), третьим - торговый центр «Фортуна» (посмотреть на карте)

В Забайкальском крае функционируют 6 розничных рынков, активно проводятся ярмарки. В 2014 году проведено 811 ярмарок (в 2013 году – 627 ярмарок). Проведение ярмарок позволяет производителям (прежде всего сельхозтоваропроизводителям) расширить сбыт продукции, а населению – купить товары местного производства по доступным ценам. Крупнейший в Забайкалье Выставочный Центр «Забайкальский» в г.Чита, основанный в 2002 году, ежегодно проводит около 20выставок-ярмарок на различные тематики, в которых принимают участие экспоненты из разных регионов России и стран Зарубежья. Проводятся как выставки товаров народного потребления, так и выставки, освещающие техническое, экономическое развитие, а также международное сотрудничество.

Несмотря на активизацию ярмарочной торговли, оборот розничной торговли формируется в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Их доля в структуре оборота розничной торговли в 2014 году составила98,0 % (в 2013 году- 97,3 %), доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в обороте розничной торговли снизилась до 2,0 % против 2,7 % в 2013 году.Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил 71,5 % к 2013 году, что, главным образом, обусловлено уменьшением количества розничных рынков и снижением спроса покупателей на услуги действующих рынков.

При нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Забайкальскому краю 407,9 кв.м на 1000 человек, в 2014 годув среднем по Забайкальскому краю фактическая обеспеченность торговыми площадями составила 675,9 кв. м на 1000 человек.

В Забайкальском крае на протяжении многих лет сохраняется диспропорция в обеспеченности торговыми площадями городских округов и муниципальных районов. Безусловным лидером по обеспеченности торговыми площадями среди муниципальных образований края является городской округ «Город Чита» (1090,6 кв. м на 1000 человек). В крае есть районы со стабильно высокими показателями и стабильно отстающие районы по данному показателю. Так, среди муниципальных районов и городских округов наиболее высока обеспеченность торговыми площадями в Могочинском (758,3 кв. м на 1000 человек), Шилкинском (666,4 кв. м на 1000 человек), Карымском (649,1 кв. м на 1000 человек), Красночикойском (612,8 кв. м на 1000 человек) районах. В Сретенском, Агинском районах – наиболее низкая обеспеченность (294,8, 139,0 кв. м на 1000 человек соответственно).

 

Количество и торговая площадь, обеспеченность торговыми площадями
в целом по Забайкальскому краю
 

 

2010

2011

2012

2013

2014

Количество объектов, штук

8916

9144

9534

10020

10161

Торговая площадь, тыс. кв.м

576,0

608,6

635,9

737,8

739,0

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек, кв.м

521,2

535,9

578,4

645,5

675,9

 

Значительное влияние на развитие торговли в Забайкальском крае оказывает ценовая ситуация на рынке товаров. Удаленность от основных производителей, неразвитость местного производства, высокие транспортные расходы, большое количество оптовых посредников между производителем приводят к постоянному росту цен в розничной торговле и создают барьеры для входа на рынок и ведения розничной торговли в Забайкальском крае. 

В 2014 году индекс потребительских цен в Забайкальском крае превысил уровень предыдущего года и составил 111,2 % (в 2013 году – 108,3 %). Основным фактором роста цен на товары на территории региона является повышение отпускных цен производителями и поставщиками импортных товаров и товаров, завозимых из других регионов Российской Федерации.При этом в 2014 году продовольственные товары подорожали на 14,5 %, непродовольственные – на 9,4 %, услуги – на 8,2 %.

В среднем по Сибирскому федеральному округу индекс потребительских цен составил 110,8 % (в 2013 г. – 106,1 %), ускоренными темпами росли цены во всех субъектах округа. Индекс потребительских цен в Российской Федерации в 2014 году составил 111,4 %, превысив показатель прошлого года на 4,9 процентного пункта.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в среднем по Забайкальскому краю в конце декабря 2014 года составила 10886,56 руб., в среднем по Сибирскому федеральному округу – 11116,37 руб., в целом по Российской Федерации – 12034,86 руб.

В Забайкальском крае в 2014 году пятерку наиболее выросших в цене продуктов составили: крупа гречневая (стала продаваться в 2 раза дороже, чем в 2013 году), огурцы – на 76 %, сахар – на 64,2 %, помидоры свежие – на 46 %, лук репчатый – на 43,6 %. Цены на мясопродукты выросли на 14 %, на рыбопродукты – на 21 %.



Свяжитесь с нашим штабом помощи инвесторам и авторам инвестиционных проектов

Выберите удобный для вас способ связи и мы с вами обязательно свяжемся!