Инвестиционно-градостроительный паспорт

Стратегия экономического развития Забайкальского края

В ближайшей перспективе экономическая политика, реализуемая Правительством Забайкальского края, будет направлена на решение задач повышения устойчивости экономических процессов, обеспечения стабильности положительной динамики макроэкономических параметров, модернизации приоритетных отраслей экономики, роста инвестиционной активности, на содействие реализации проектов развития общественной инфраструктуры.

Законом Забайкальского края утверждены Основные стратегические направления социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года. Одним из важных стратегических направлений является экономическое развитие Забайкальского края.

Важным приоритетом политики края является экономический рост, достижение которого возможно путем развития горнорудного и агропромышленного комплексов, развития строительной индустрии, транспортно-логистического и инфраструктурного развития, развития инновационной системы края.

Приоритетные направления экономического развития

1. Формирование горнорудных комплексов на основе минерально-сырьевых ресурсов Забайкальского края

В интересах обеспечения конкурентоспособности экономики края ключевым приоритетом экономического развития является создание горнорудных комплексов, включающих высокотехнологические предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых на основе минерально-сырьевых ресурсов края. Формирование горнорудных комплексов предусматривается за счет реализации инвестиционных проектов в зоне опережающего развития Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс и зоне опережающего развития Чарский территориально-промышленный комплекс.

В долгосрочной перспективе Забайкальский край станет площадкой по отработке новых технологий в горнодобывающей отрасли и геологоразведке в сложных геологических и природных условиях. Интенсивное развитие горнодобывающей промышленности и переработка полезных ископаемых будут сопряжены с внедрением инновационных технологий. Задачами развития отрасли является разработка и внедрение технологических решений комплексности извлечения сырья. Максимальный экономический эффект в отрасли даст комплексный подход к освоению новых месторождений.

Комплекс на юго-востоке края из горнорудного перерастет в горно-металлургический, приобретет инновационный характер, что заметно повысит конкурентоспособность его продукции, снизит негативное воздействие на окружающую среду.

Важным направлением государственной поддержки развития отрасли в этот период будет внедрение мер по активизации лицензирования участков недр месторождений (сокращение сроков согласования), расширение внедрения конкурсных механизмов лицензирования, в том числе стимулирующих производство продукции более высоких переделов с более высокой добавленной стоимостью. В целях обеспечения реализации инвестиционных проектов по развитию горнорудных комплексов будут осуществлены меры по развитию государственно-частного партнерства, кадровому обеспечению организаций комплексов, меры по транспортно-инфраструктурному обеспечению проектов.

Реализация проектов позволит повысить эффективность и комплексность использования природных ресурсов, увеличить долю обработанной продукции, в том числе глубокой переработки, и, как следствие, обеспечит выход экономики Забайкальского края на новый, качественно более высокий уровень развития.

2. Транспортно-логистическое и инфраструктурное развитие Забайкальского края

В период до 2025 года будут решены основные проблемы транспортной доступности территории, преодоления низкой плотности транспортных коммуникаций, сдерживающей реализацию природно-ресурсного потенциала территории и экономическую интеграцию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Транспортное обеспечение развития края и вовлечение в разработку новых месторождений предусматривает строительство грузообразующих железнодорожных линий Приаргунск–Берёзовское, Нарын–Лугокан, Новая Чара–Чина, Чара–Апсатская.

Будет реконструирована автомобильная дорога А-166 Чита–Забайкальск с обходами населенных пунктов Агинское, Мирная, Безречная, Борзя и ликвидацией пересечений с железной дорогой в одном уровне.

Получат развитие автомобильные дороги регионального и местного значения Краснокаменск – Мациевская, Бырка – Акша. Будет проведена реконструкция автодорог, обеспечивающих формирование и развитие автодорожного коридора Забайкальск – Приаргунск – Староцурухайтуй, а также автодорог Чита – Беклемишево, Хапчеранга – Кыра, Мангут – Кыра – Шумунда, Баляга – Ямаровка, Сретенск – Усть-Карск. Будет проведена модернизация транспортной системы г. Читы. Намечено строительство автомобильных дорог, обеспечивающих связь населенных пунктов с опорной сетью автодорог края. Будет восстановлена и получит развитие сеть аэропортов местных воздушных линий.

Приоритетным направлением развития электроэнергетической инфраструктуры Забайкальского края является обеспечение надежного электроснабжения краевого центра – г. Читы. Для этого будет построена ВЛ 220 кВ Макквеево – Ново-Читинская – Чита с ПС 220 кВ Ново-Читинская, будет осуществлена замена автотрансформатора связи АТ 220/110 кВ на Читинской ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14».

Строительство третьего и четвертого блоков Харанорской ГРЭС и системы линий электропередачи для выдачи ее мощности в западном направлении позволит повысить надежность электроснабжения г. Читы (ВЛ 220 кВ Чита – РП Маккавеево – Харанорская ГРЭС). Развитие системы линий электропередачи от Харанорской ГРЭС в восточном направлении (ВЛ 220 кВ Харанорская ГРЭС – ГОК (Газимурский завод – Нерчинский завод) создаст инфраструктурные предпосылки для развития перспективных предприятий горнодобывающей промышленности региона: Бугдаинский, Быстринский, Берёзовский и другие ГОКи. Для обеспечения энергетической инфраструктурой развития горнодобывающей промышленности на севере Забайкальского края будет построена электроэнергетическая инфраструктура в районе БАМа (ВЛ 220 кВ Таксимо – Чара и ВЛ 220 кВ Чара – Тында, ПС 220 кВ Удокан и ПС 220 кВ Чинея). При освоении месторождений и строительстве Удоканского и Чинейского ГОКов и обеспечении их тепловыми ресурсами (в виде пара) в процессе эксплуатации необходимо строительство ТЭЦ на базе Читкандинского месторождения угля.

Для удовлетворения растущих потребностей и реализации инвестиционного проекта по созданию промышленной зоны в пгт Могойтуй будет построена ВЛ 110 кВ «Отпайка от ВЛ-110 кВ ПС Орловский ГОК – ПС Степь» и ПС Могойтуй.

Планируется строительство тепловых электростанций на базе Харанорского и Олонь-Шибирского угольных месторождений. Реализация данных проектов позволит Забайкальскому краю стать энергодостаточным при освоении месторождений юго-востока и не зависеть от перетоков электроэнергии с запада.

Планируется строительство ЛЭП-500 кВ Чита – Холбон – Могоча – Сковородино, после завершения строительства которой ЛЭП-500 кВ Иркутск – Чита – Зея станет линией межсистемной энергетической связи при объединении ОЭС Сибири и Востока, а в дальнейшем может стать основой для связи с зарубежными странами (КНР, Монголия).

Современная транспортная инфраструктура не может объективно существовать без логистического обеспечения. С учетом выгодного транспортно-географического положения края, значительного вклада транспортной системы края в обеспечение перевозок грузов по международному транспортному коридору – Транссибу, активного освоения природных ресурсов и создания производственных мощностей по их переработке, развития железнодорожной сети в транспортной системе края будут созданы мультимодальный логистический центр в г. Чите и транспортно-логистический центр в п. Забайкальск, которые обеспечат совершенствование организации транспортных процессов, повысят уровень контейнеризации, позволят использовать наиболее эффективные виды транспорта для доставки конкретной партии грузов.

3. Развитие агропромышленного комплекса

Забайкальский край обладает крупнейшими ресурсами сельскохозяйственных угодий (5432,8 тыс. га общей площади, 4189,7 тыс. га сенокосов и пастбищ, 428,7 тыс. га пашни), пригодных для ведения экономически эффективных видов агропроизводства. Тем не менее, край до сих пор не стал развитым в аграрном отношении регионом, играющим существенную роль на продовольственных рынках Сибири и Дальнего Востока.

    В число приоритетных подотраслей животноводства Забайкальского края входят мясное скотоводство, табунное коневодство и овцеводство, базирующиеся на следующих ключевых технологических моментах:
  • поголовье разводимого скота адаптировано к природно-климатическим и кормовым условиям Забайкалья или представляет генофонд местной селекции;
  • применяется малозатратная интенсивно-пастбищная технология кормления и содержания скота.

 

    Для устойчивого развития данных подотраслей в Забайкальском крае имеются все необходимые условия:
  • наличие обширных площадей естественных и экологически чистых пастбищ и сенокосов (4,2 млн. га);
  • наличие апробированной рациональной интенсивно-пастбищной (по большинству мест круглогодичной) системы содержания и кормления скота;
  • наличие собственной племенной базы, служащей основой для ускоренного развития высокопродуктивного племенного стада мясного животноводства;
  • сохранение кадров животноводов, освоивших интенсивно-пастбищные технологии мясного скотоводства, овцеводства и табунного коневодства;
  • высочайшее качество мяса говядины и других видов мяса, обусловленное высококачественными мелко- и разнотравными пастбищами Забайкалья.


Практически по всем вышеперечисленным условиям, необходимым для интенсивного развития мясного скотоводства, Забайкальский край не имеет конкурентов среди регионов Сибири и Дальнего Востока (за исключением Республики Бурятия), что является гарантией рентабельности и долговременной конкурентоспособности отрасли, выбранной в качестве стратегически значимого направления в агроэкономике края.

В растениеводстве в долгосрочном периоде приоритеты сохранятся за развитием зернового производства и кормопроизводства, от состояния которых в значительной мере зависит положение дел в животноводстве. В перспективе зерновое производство будет реальным источником пополнения инвестиционного капитала.

При этом на долгосрочный период предусматривается усиление роли крупных и средних сельскохозяйственных организаций, располагающих большими возможностями для концентрации производства и использования ресурсосберегающих технологий, чем личные подсобные хозяйства населения.

В целях формирования условий для устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни сельского населения, улучшения демографической ситуации в сельской местности, а также поддержания экономической активности на сельских территориях в долгосрочном периоде государственная политика будет направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения. Будут улучшены жилищные условия сельского населения, уровень и качество инженерного обустройства сельских населенных пунктов, развитие социальной инфраструктуры села, благоустройство сельских населенных пунктов, будут внедряться современные технологии жилищного строительства на селе, прежде всего малоэтажного жилья. За счет развития и полноценной рыночной интеграции различных форм организации сельскохозяйственного производства будут создаваться рабочие места.

Будут приняты меры, направленные на развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции. Развитие получит земельно-ипотечное кредитование, будет модернизирована система страхования.

4. Развитие строительной индустрии

В период до 2025 года будет реализован комплекс мер, направленных на снятие ограничений развития комплекса стройиндустрии и производственных мощностей по выпуску стройматериалов.

Самым крупным инвестиционным проектом в этом стратегическом направлении является строительство цементного завода.

Приоритетное развитие в период до 2025 года получит малоэтажное жилищное строительство на основе производства строительных материалов и конструкций из местного сырья. Для эффективного развития рынка жилья экономкласса в первую очередь будет расширяться деревянная одноэтажная застройка, использующая ресурсную базу региона. Этот процесс будет сопряжен с организацией в крае современных экологически совместимых производств строительных материалов, в том числе керамического кирпича и керамических блоков, лицевого силикатного кирпича и лицевого цветного силикатного кирпича. При формировании современной индустриальной базы развития предприятий по производству строительных материалов и конструкций будет интенсифицироваться взаимовыгодное международное сотрудничество с приграничными провинциями КНР.

    Намечаемые параметры развития строительного комплекса и стройиндустрии региона будут достигнуты при осуществлении мер государственной поддержки отрасли. Для стимулирования инвесторов и поддержки предприятий в период модернизации и технического перевооружения будут реализованы следующие меры государственной поддержки:
  • полное освобождение на 5 лет от таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование, сырьевые компоненты и запасные части в случае отсутствия аналогов в Российской Федерации;
  • освобождение от налогообложения или льготное налогообложение прибыли предприятий промышленности стройматериалов на сумму, инвестируемую в развитие производства;
  • освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество на период строительства и реконструкции.


5. Развитие инновационной системы Забайкальского края

В долгосрочной перспективе деятельность органов государственной власти края будет нацелена на создание эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики края, в том числе создание краевых научно-исследовательских центров.

6. Развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство

В долгосрочной перспективе большое внимание будет уделено формированию органами государственного и муниципального управления системного подхода к привлечению в экономику иностранных и российских частных инвестиций, основанного на предоставлении инвесторам благоприятных инфраструктурных, земельных, налоговых и других условий, что позволит кратно увеличить приток внешних капиталовложений в промышленность и другие сферы экономики края.

Развитие этого направления предусматривает реализацию механизма функционирования территорий интенсивных приграничных торгово-экономических отношений. Данный механизм предполагает создание и функционирование в Забайкальском крае до 30–40 территориально и временно ограниченных площадок (зон) промышленного, сельскохозяйственного, строительного и торгового типа с размещением на них предприятий и организаций с иностранным, смешанным и российским капиталом. Подготовленные площадки будут предоставляться инвесторам на условиях долгосрочной и льготной аренды в установленном законом порядке.

Предприятия, созданные на данных площадках (в зонах), будут осуществлять производственную и торговую деятельность в соответствии с российским законодательством, в том числе выплачивать налоги в федеральный и местный бюджеты по месту своей регистрации (то есть по месту расположения площадок (зон), привлекать на рабочие места преимущественно местное население.

В долгосрочной перспективе экономическое развитие Забайкальского края в значительной степени будет определяться динамикой и масштабами его внешнеэкономических взаимодействий. Активное включение в систему мирохозяйственных связей с целью максимизации прямых и косвенных выгод от внешнеэкономических операций должно оставаться одним из важнейших стратегических приоритетов развития Забайкальского края.

    В качестве основных направлений, реализация которых позволит вывести экономику края на траекторию ускоренного и эффективного развития, необходимо выделить следующие:
  • совершенствование приграничной инфраструктуры и оптимизация пунктов пропуска;
  • формирование транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • диверсификация структуры производства и экспорта края за счет продукции электроэнергетики, горнорудной и лесоперерабатывающей промышленности;
  • устранение зависимости агропромышленного комплекса края от импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из КНР;
  • создание комфортных условий для привлечения в край иностранного капитала. Наибольший приоритет будет отдаваться прямым иностранным инвестициям, поскольку они способствуют привлечению новых технологий, созданию новых рабочих мест, росту объемов производства и экспорта, интеграции в международное сотрудничество;
  • развитие производственно-технологического сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности предприятий Забайкальского края;
  • содействие программам производственной модернизации промышленных предприятий края с целью повышения конкурентоспособности их продукции на мировых рынках, представление интересов краевых экспортеров, включая лоббирование их продвижения на новые международные и региональные рынки.


Успешное достижение целей, решение задач социально-экономического развития Забайкальского края в перспективе обусловливает необходимость совершенствования пространственной организации его производительных сил, предполагающую повышение гибкости территориальной структуры хозяйства края, развитие его ресурсно-производственной базы, преодоление территориальных диспропорций деловой активности.

Перспективный каркас территориальной структуры производства и расселения Забайкальского края должен быть сформирован с учетом многополярного вектора развития при возрастающей роли новых региональных центров опережающего экономического роста, отличающихся межрегиональным уровнем значимости и обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе – зон опережающего развития.

На территории Забайкальского края выделено 10 зон опережающего развития, в том числе 6 зон опережающего развития федерального и 4 зоны опережающего развития регионального уровня значимости.

    К числу зон опережающего развития федерального уровня значимости в Забайкальском крае относятся:
  • Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс;
  • Чарский территориально-промышленный комплекс;
  • Торгово-промышленная зона пгт Забайкальск;
  • Зона развития деревообрабатывающей промышленности;
  • Зона развития строительной индустрии;
  • Туристско-рекреационная зона «Алханай».


Указанные зоны охватывают южную, юго-восточную и северную части региона, располагаясь преимущественно вдоль существующих и перспективных транспортных магистралей, в частности, Байкало-Амурской магистрали, Транссибирской магистрали и новой железнодорожной линии Нарын – Лугокан, которые в связи с этим могут обоснованно рассматриваться как полноценные коридоры (оси) роста.

Анализ минерально-сырьевой базы позволяет выделить две территориально обособленные части Забайкальского края – юго-восток (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс) и север (Чарский территориально-промышленный комплекс), где сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля. Эти территории станут основой для формирования двух зон опережающего развития, ориентированных на добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов Забайкальского края.

 

Economic development strategy of the Trans-Baikal Territory
In the near future, the economic policies of the Government of the Trans-Baikal Territory will be addressing issues such as increasing the stability of economic processes, providing stability to the positive track records of the macroeconomic indicators, modernizing the prioritized branches of the economy, achieving a rise in investment activity and assisting the fulfilment of developmental projects of public infrastructure.
The achievement of economic growth is given priority in the policies implemented by the Territory, which is possible through the development of mining and agriculture complexes, development of the construction industry, development of the transport, logistics and infrastructure, and development of the innovative systems of the Territory.


Priority points of economic development

  1. Creation of mining complexes, using Trans-Baikal Territory’s raw mineral resources
  2. Development of transport, logistics and infrastructure of the Trans-Baikal Territory
  3. Developmentof the agricultural complex
  4. Development of the construction industry
  5. Development of Trans-Baikal Territory’s innovation system
  6. Development of cooperation with bordering countries, enabling strategic stability and equal partnership. 


Свяжитесь с нашим штабом помощи инвесторам и авторам инвестиционных проектов

Выберите удобный для вас способ связи и мы с вами обязательно свяжемся!