Инвестиционно-градостроительный паспорт

Министерство экономического развития Забайкальского края:
672021 г.Чита, ул.Бутина, 72
факс: +7 (302-2) 26-17-00, 35-47-89
e-mail: mineconom@economy.e-zab.ru
e-mail: strateg@economy.e-zab.ru

Отдел потребительского рынка и денежных доходов
телефон: +7 (302-2) 35-42-61
e-mail: 06@economy.e-zab.ru

Потребительский рынок Забайкальского края является одной их самых динамично развивающихся отраслей региона. Состояние торговли и сферы услуг Забайкальского края в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации и региона. Оборот отрасли устойчиво растет.

Оборот торговли, общественного питания и объем услуг, млн.руб.

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Оборот розничной торговли

75369,9

84162,7

94030,6

106366,0

116158,9

126912,5

Объем всех оказанных  услуг

17138,0

19754,3

22605,5

26635,0

30488,4

29607,4

в т.ч. бытовые

1195,0

1661,8

2002,4

2144,2

2348,5

2099,0

Оборот общественного питания

4087,9

4465,5

5078,6

6199,1

6752,4

7441,0

Положительная динамика последних лет сказалась и на количестве объектов потребительского рынка.

Структура потребительского рынка Забайкальского края

 

на 01.01.2012

на 01.01.2013

на 01.01.2014

 

Количество

Удельный вес, %

Количество

Удельный вес, %

Количество

Удельный вес, %

Итого объектов потребительского рынка

12190

100

12674

100

13152

100

Всего организаций розничной торговли:

9144

75,0

9534

75,2

10020

 
             

в т.ч. по реализации продовольственных товаров

2064

16,9

2145

16,9

2393

18,2

непродовольственных товаров

2486

20,4

2609

20,6

2906

22,1

универсальные магазины

2172

17,8

2122

16,7

2197

16,7

предприятия мелкорозничной торговли

1267

10,4

1264

10,0

1313

10,0

комиссионные магазины

5

0,04

6

0,05

7

0,05

Всего организаций оптовой торговли

760

6,2

735

5,8

626

4,8

Всего организаций общественного питания

963

7,9

1009

8,0

1069

8,1

Всего организаций, оказывающих бытовые услуги населению

1303

10,7

1387

10,9

1430

10,9

Розничные рынки

20

0,2

9

0,1

7

0,1

Забайкальский край отличается неравномерностью размещения организаций торговли и общественного питания в разрезе муниципальных образований. Обеспеченность торговыми площадями в Забайкальском крае находится на среднем уровне по сравнению с другими субъектами Российской Федерации (645,5 кв.м на 1000 человек). В сфере общественного питания обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей в Забайкальском крае ежегодно увеличивается (34,9 мест на 1000 жителей), однако во многих районах обеспеченность посадочными местами крайне низкая - от 0 до 13 на 1000 жителей (в Калганском районе отсутствуют предприятия общественного питания), что объясняется невостребованностью услуг общественного питания в связи с низкими доходами населения.

В последние годы развивается ряд положительных тенденций в сфере торговли и услуг: развитие инфраструктуры (строительство и реконструкция объектов торговли и общественного питания), уменьшение доли продаж на неорганизованном рынке, развитие сетевой торговли, современных форматов торговли и общественного питания, внедрение новых технологий, использование современного оборудования.

К возможностям развития потребительского рынка следует отнести увеличение количества объектов потребительского рынка, повышение качества обслуживания потребителей. Однако удаленность от производителей и большая доля реализации товаров, ввозимых из других субъектов Российской Федерации и государств, а также природно-климатические условия, значительно отражаются на развитии потребительского рынка. К слабым сторонам потребительского рынка Забайкальского края, ограничивающим его развитие, относятся:

неравномерное территориальное распределение сети организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и, соответственно, неравный доступ ко всем видам товаров и услуг для жителей различных населенных пунктов края;

недостаточная обеспеченность торговыми площадями, посадочными местами и бытовыми услугами в муниципальных районах Забайкальского края;

высокие транспортные расходы, обусловленные тем, что значительная доля потребительских товаров (в особенности непродовольственных) завозится в регион из других субъектов Российской Федерации или из КНР, а также в связи с удалённостью многих муниципальных районов;

неразвитые логистические механизмы;

недостаток собственных финансовых средств хозяйствующих субъектов рынка;

недостаточное обеспечение качества и безопасности товаров и услуг;

низкий профессиональный уровень работников потребительской сферы;

отсутствие широкого разнообразия новых видов платных услуг населению,  несмотря на расширение их спектра в последние годы;

низкие денежные доходы населения края.

Создание благоприятных условий для появления и выхода на потребительский рынок торговых сетей, в которых поддерживается высокий уровень обслуживания покупателей, широкий ассортимент товаров, оказываются дополнительные услуги населению, является одним из приоритетов региональной политики в сфере развития потребительского рынка. В Забайкальском крае активно развиваются региональные торговые сети по продаже как непродовольственных («Цифроград», «Роскошь», «ЧудоМир» и др.), так и продовольственных товаров («Караван», «Забайкальский Привоз», «Спутник», «Читинка», «Грант»).

 

 

Trans-Baikal Territory’s consumer market is one of the most dynamically developing branches of the region. The macroeconomic socio-economic development indicators of the Russian Federation and the region considerably define the Trans-Baikal Territory’s state of trade and service aspects. This branch’s turnover is growing at a stable rate.

 

Certain positive tendencies in aspects of trade and services have developed over the past few years: development of infrastructure (construction and reconstruction of trade and public catering objects), minimization of unorganized market sales, development of network trade, modern formats of trade and public catering, implementation of new technologies and the use of modern hardware.

 



Свяжитесь с нашим штабом помощи инвесторам и авторам инвестиционных проектов

Выберите удобный для вас способ связи и мы с вами обязательно свяжемся!