Инвестиционно-градостроительный паспорт

Инвестируйте в Забайкальский Край!
1
Найдите подходящий проект для инвестирования.

2
Добавьте свое предприятие.

3
Воспользуйтесь специальными предложениями от администрации Края.
Послание Губернатора Забайкальского края

Послание Губернатора Забайкальского края 

«Инвестиционный климат и инвестиционная политика Забайкальского края на 2015 год»

 

Прошедший год можно считать активным годом в развитии инвестиционной деятельности в Забайкальском крае.

Забайкальский край продолжил работу по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. По оценке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Стандарт был внедрен полностью.  Внедрение Стандарта – это  не только принятие нормативных правовых актов, установление регламентов и процедур, это новое мировоззрение, новая культура работы государственных чиновников с каждым инвестором. В 2014 в данном направлении была проделана большая работа.

Разработан и принят основополагающий документ – Инвестиционная стратегия Забайкальского края до 2020 года, целью которой является улучшение инвестиционного климата в Забайкальском крае.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  • создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности; 
  • создание условий для нового экономического роста, модернизации действующих производств и обеспечение диверсификации и устойчивости к изменениям внешней среды экономики края;
  • обеспечение пространственного и инфраструктурного развития Забайкальского края;
  • развитие ресурса малого и среднего предпринимательства как одного из факторов реализации экономического, инвестиционного и социального потенциала Забайкальского края.

Инвестиционная стратегия содержит ключевые мероприятия по решению поставленных задач (в числе которых – реализация Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата, разработка отраслевых стратегий Забайкальского края, формирование минерально-сырьевой базы, обеспечивающей ускоренный рост добывающей промышленности, модернизацию и стимулирование  внедрения инноваций в реальном секторе экономики, обеспечение деятельности существующих и создание новых промышленных парков на территории Забайкальского края, стимулирование создания кластеров, создание на микро- и макро уровне благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства).

В Стратегию включены все инвестиционные проекты, за счет которых предполагается достижение целей Стратегии и приоритетов инвестиционного развития края.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет обеспечено достижение таких ключевых показателей, как: 

  • увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 году до 160,4 млрд. рублей, или на 41%;
  • увеличение объёма инвестиций в малый и средний бизнес на 50 %;
  • увеличение количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства до 2017 года – не менее 1200 рабочих мест ежегодно, с 2017 до 2020 год – не менее 1300 рабочих мест ежегодно.

Несмотря на то, что Инвестиционная стратегия края официально была утверждена только в декабре, работа по ее реализации осуществлялась в течение всего 2014 года.

С марта текущего года на базе ОАО «ЗабИнвестФонд» ведется сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна». В рамках сопровождения  проектов предоставляется полный спектр инструментов поддержки, включая содействие в привлечении инвестиций, получении государственной поддержки. В настоящее время фондом сопровождается более 10 инвестиционных проектов.

На инвестиционном портале края работает штаб помощи для инвесторов. Это канал прямой связи инвесторов и руководства края для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

Сформирован и утвержден План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Забайкальском крае на 2014 год.  В данном Плане отражены все ключевые инвестиционные проекты и объекты инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксирована в действующих программах края. По каждому объекту и проекту указаны источники и размер финансирования, сроки реализации.

В целях обсуждения наиболее значимых проблем создан Совет по улучшению инвестиционного климата, взаимодействию с инвесторами и развитию государственно-частного партнерства.

С января 2014 года заработал институт оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в сфере инвестиций и предпринимательства.  В течение года оценку регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов прошли 118 проектов нормативных правовых актов.  По 86 проектам составлены заключения, в том числе с замечаниями – 34 проекта нормативных правовых актов, проведены публичные консультации – по 16 проектам нормативных правовых актов. Практически все замечания по оценке регулирующего воздействия разработчиками проектов нормативных правовых актов учтены.

По результатам итогового рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития России, Забайкальский край занял 12-е место среди 83 субъектов Российской Федерации и 6-е место из 46 субъектов Российской Федерации во второй группе с «хорошим уровнем», набрав 75,6 балла.

В 2015 году институт проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, должен быть внедрен на муниципальном уровне.

По результатам контрольной закупки, проведенной по инициативе АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», реализация Стандарта оценена на 73 балла из 100, таким образом, Агентство признало, что работа Правительства Забайкальского края соответствует требованиям Стандарта.

Сегодня еще раз хотел бы поблагодарить за конструктивное сотрудничество Экспертную группу по мониторингу внедрения Стандарта, в которую вошли представители «Деловой России», «Опоры России», ТПП Забайкальского края, предпринимательства. Их рекомендации и оценка стали индикатором привлекательности мер по улучшению инвестиционного климата, реализуемых в крае.

В целях создания условий для эффективного осуществления промышленной и логистической деятельности на территории Забайкальского края в июле 2014 года создан промышленный парк Забайкальского края «Промышленный парк «Краснокаменск».  Определена управляющая компания.  

Разработан проект концепции горно-металлургического кластера с центром в г. Краснокаменск.  

19 сентября 2014 года подписано соглашение между Правительством Забайкальского края и ОАО «Газпром» о сотрудничестве. По заданию ОАО «Газпром» ОАО «Газпром промгаз» приступило к корректировке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Забайкальского края, разработанной в 2008–2009 годах. В рамках данной работы также будут актуализированы технические решения по развитию газификации потребителей Забайкальского края и рассмотрен вариант сетевой газификации потребителей региона от магистрального газопровода  «Сила Сибири». 

Не исключена добыча газа и на территории края, в том числе и из нетрадиционных источников (сланцевый газ и угольный метан). Решением НТС Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу приняты к сведению прогнозные ресурсы нефти и газа по категории Д2 по Ононской впадине в количестве 5 млн. т нефти и 1,0 млрд. куб. м газа, по Читино-Ингодинской впадине в количестве 2,6 млн. т нефти и 0,5 млрд. куб. м газа. Оба способа газификации края взаимодополняющие, а не конкурирующие друг с другом.

В 2014 году создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае назначена В.В.Бессонова.

В целях повышения технологичности субъектов малого и среднего предпринимательства, модернизации предприятий и освоения передовых технологий путем оказания инжиниринговых услуг (проведение оценки  технологической готовности; разработка программ модернизации; проведение технологического аудита; оказание маркетинговых услуг, услуг по брендированию, позиционированию и продвижению новых продуктов (услуг) предприятий малого и среднего предпринимательства) в 2014 году в Забайкальском крае создан региональный центр инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства.  Создание центра инжиниринга   будет способствовать обеспечению технологического прорыва, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства.

В 2014 году продолжалась активная реализация крупных инвестиционных проектов:

  • комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск Забайкальской железной дороги;
  • освоение полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края – строительство Быстринского ГОКа;
  • освоение Удоканского месторождения меди;
  • освоение Нойон-Тологойского полиметаллического месторождения;
  • освоение Апсатского месторождения каменного угля;
  • создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК «Полярная».

На развитие экономики и социальной сферы в 2014 году направлено, по оценке, 59,0  млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах оценивается на 6,8 процента выше уровня 2013 года.

 

Российская Федерация в целом и  все ее субъекты в отдельности в настоящее время находятся в сложной экономической и геополитической реальности. Достаточно посмотреть, как в последние несколько месяцев в худшую сторону меняются прогнозы.

В этих условиях особая ответственность ложится на органы государственной власти. От наших с вами, коллеги, действий будет зависеть благополучие и стабильность нашего региона, сохранение и создание условий для роста экономики и благосостояния граждан.

Бизнес ждет от нас с вами ясного и четкого ответа о том, что мы намерены сделать в самой ближайшее время для того, чтобы сохранить и подтвердить статус края как инвестиционно привлекательной территории.

В связи с этим, хочу сразу же сказать, что мы определили задачи, которые должны решить в 2015 году.

 

Первая задача – продолжить создание  условий наибольшего благоприятствования инвесторам.

С внедрением Регионального инвестиционного стандарта работа по созданию благоприятного инвестиционного климата не заканчивается. В конце марта 2014 года по поручению Президента Российской Федерации запущено пилотное тестирование национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В список пилотных регионов вошел 21 субъект Российской Федерации. С 2015 года в рейтинге будут участвовать все регионы.

Основной принцип рейтинга – сравнение регионов относительно друг друга по 50 показателям, вне зависимости от географических, климатических и инфраструктурных условий. Рейтинг направлен на оценку ключевых факторов создания благоприятного инвестиционного климата, эффективности деятельности региональных властей по улучшению инвестиционного климата региона. Это касается и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и муниципальных органов власти. Итоги Национального рейтинга будут подведены на Петербургском Международном инвестиционном форуме в июне 2015 года.

 В целях внедрения лучших практик Национального рейтинга  в крае создан Совет по реализации национальной предпринимательской инициативы и две рабочих группы в отраслевых министерствах:

  • по оптимизации процедур по выдаче разрешения на строительство;
  • по улучшению инвестиционного климата в части эффективности процедур регистрации предприятий, прав собственности, постановки земельного участка на кадастровый учет и качества территориального планирования.

Подготовлен проект «дорожной карты» по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Забайкальском крае.

Результатом этой работы должно стать сокращение среднего времени регистрации новых предприятий до 12 дней. Конечно, здесь многое зависит от федерального законодательства. Однако уже сегодня мы видим целый ряд шагов, которые может сделать Правительство края совместно с налоговой службой. 

Кропотливая работа требуется по линии упрощения процедур по выдаче разрешений на строительство. В этом году фактический срок выдачи разрешений на строительство должен сократиться с 200 до 130 дней за счет автоматизации бизнес-процессов, повышения открытости и прозрачности предоставления услуги, оптимизации межведомственного взаимодействия и внесения изменений в регламенты и процедуры подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка в части сокращения сроков и так далее.

В 2015 году в полной мере должно заработать сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Любой инвестор на любой стадии подготовки или реализации инвестиционного проекта может получить сопровождение в рамках «одного окна», для этого необходимо только обратиться в ОАО «ЗабИнвестФонд».

Экономические реалии ставят перед нами задачи по снижению издержек и повышению эффективности работы с инвесторами не только за счет создания соответствующих институтов развития, но и за счет внедрения современных организационных механизмов деятельности органов исполнительной власти.

В текущем году будет внедрена системы управления проектной деятельностью на уровне исполнительных органов государственной власти края. Внедрение такой системы позволит значительно снизить временные издержки, повысит качество и эффективность обработки информации об инвестиционных проектах. Предполагается внедрение единых принципов обработки инвестиционных инициатив государственных органов и частных инвесторов в соответствии с ГОСТ Р 54869-2001 «Проектный менеджмент».

В целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, Министерством экономического развития Забайкальского края будет продолжена работа по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов  и экспертизе действующих нормативных правовых актов Забайкальского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. По инициативе предпринимателей особое внимание будет уделено нормативным правовым актам в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности и предоставления участков недр местного значения. Также в текущем году будет проведена ревизия всех государственных функций по предоставлению субсидий, чтобы исключить излишние требования.

В 2015 году будет продолжена работа по выводу заработной платы из тени и реализации мероприятий по замещению иностранной рабочей силы. Государственная поддержка будет предоставляться только тем инвесторам, которые обеспечивают предоставление социальных гарантий работникам и выплату реальной достойной заработной платы.

 С 01 января 2015 года значительно ужесточилось миграционное законодательство в части привлечения иностранной рабочей силы, что создало дополнительные проблемы для реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и привлечением иностранной рабочей силы. Несмотря на то, что мы ориентируем инвесторов на поэтапное замещение иностранных работников и более активное участие в подготовке кадров, необходимо в ближайшее время обратиться в Государственную Думу Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Федеральный закон  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ  в части отмены экзаменов для лиц, привлекаемых к работам с использованием механизма квотирования и организованно покидающих территорию России  по окончании трудового договора.

 

Вторая задача – стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

В 2015 году в Забайкальском крае на финансирование мероприятий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства  будет направлено около 250,0 млн. рублей с учетом средств федерального бюджета. Будут реализовываться мероприятия по четырем направлениям:

  • развитие и эффективное функционирование  организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (пополнение активов гарантийного фонда,  развитие регионального центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства), что позволит облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к инвестициям в виде кредитных ресурсов, повысить инвестиционную привлекательность региона;
  • обеспечение снижения затрат инвесторов на реализацию бизнес-проектов (частичное возмещение приобретения основных средств, аренды помещений, оплаты коммунальных платежей, ремонта, строительства, монтажа оборудования). Это предоставление различных субсидий: на уплату процентов по кредитам, комиссии лизингодателю по договорам лизинга оборудования, приобретение оборудование; уплату первого взноса по договорам лизинга оборудования. Учитывая сложную экономическую ситуацию, Министерством экономического развития Российской Федерации принято решение производить расчет субсидий от ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;  
  • обеспечение привлечения средств инвесторов на реализацию бизнес-проектов на условиях софинансирования. Это предоставление грантов в форме субсидий на создание собственного бизнеса; на уплату первого взноса по договорам лизинга оборудования;
  • создание необходимых условий снижения налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса.  Для реализации данного направления в первом полугодии 2015 года требуется принять ряд законов края, прежде всего, об установление налоговой ставки в размере 0 %  при применении упрощенной и патентной систем налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Приняв законопроект, мы создадим условия для реализации новых идей и новых инвестиционных проектов.

Для снижения издержек производства малых предприятий планируется  снизить  ставку единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения до 1 %, если объектом налогообложения являются доходы.

В текущем году изменяться подходы к формированию размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при применении патентной системы налогообложения. Данный размер будет дифференцироваться в зависимости от численности населения муниципальных образований и городских округов. Фактически, стоимость патентов будет снижена для муниципальных образований с численностью до 30 тыс. человек. 

 

Третья задача – стимулировать реализацию инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение.

В связи с введенными экономическими санкциями, Российская Федерация ощутила острую необходимость в развитии собственного  производства  и  снижении зависимости  от  импорта.

По мнению  экспертов в сфере экономики и финансов, импортозамещение в России –достаточно трудный процесс, который  сопровождается рисками, так как политическая, а также  экономическая  нестабильность,  которая  существует  на данный момент, может усугубляться. Поэтому данный процесс нужно поддерживать.

Наиболее перспективными направлениями с точки зрения  импортозамещения в крае являются строительство и модернизация организаций агропромышленного комплекса, ввод в действие незагруженных мощностей перерабатывающих предприятий,  развитие системы сельскохозяйственной кооперации,  создание сети оптово-распределительных (логистических центров) сельскохозяйственной продукции и продовольствия, развитие машиностроения, в том числе по производству продукции для нужд оборонно-промышленного комплекса.

Правительством Забайкальского края принят План содействия импортозамещению в Забайкальском крае на 2015–2017 годы.  В  связи  с  этим  рассматривается  целый  ряд  мер  государственной  поддержки. 

Инвестиционным проектам, направленным на импортозамещение, будут предоставлены преференции при участии в конкурсных отборах на предоставление краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности.  Сельскохозяйственным потребительским кооперативам будут предоставляться гранты на развитие материально-технической базы.

 

Четвертая задача – максимальное привлечение средств федерального бюджета.

В текущем году мы должны обеспечить максимальное участие края во всех федеральных программах и мероприятиях, включая антикризисные.  Мы ставим перед собой задачу продолжить реализацию государственных программ, добиваясь софинансирования мероприятий из федерального бюджета в размере не менее 95 %.

Считаю, что только системная работа, тесное взаимодействие органов власти всех уровней и бизнеса позволит повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность края, обеспечит приток инвестиций, даст дополнительный импульс экономическому развитию.

 

 



Свяжитесь с нашим штабом помощи инвесторам и авторам инвестиционных проектов

Выберите удобный для вас способ связи и мы с вами обязательно свяжемся!